На практике обычно используются следующие методы разработки управленческих решений.
1. Эмпирический метод – основан на наличии типовых решений, реализация которых в прошлом при аналогичных обстоятельствах приводила к успеху. Преимущество состоит в том, что обоснованное прежде управленческое решение можно распространять в будущем на все аналогичные ситуации, не разрабатывая его снова. Например, таким методом можно принимать решение об объеме периодических закупок товара для торговой точки, если известны ее обороты за прошлые периоды. Однако такой подход не учитывает возможных качественных изменений спроса, в этом его недостаток. Следовательно, типовые управленческие решения можно успешно применять лишь в условиях достаточной определенности и стабильности внешней среды.
2. Метод декомпозиции – предполагает анализ сложной и комплексной проблемной ситуации и разбиение ее на отдельные простые элементы, решение которых по отдельности не представляет большой сложности.
3. Метод мозгового штурма – это метод группового обсуждения сложившейся проблемы и возможных вариантов ее решения, при котором участникам предоставляется полная свобода в высказывании своих мнений, даже неразумных на первый взгляд. Критика на этапе выдвижения вариантов не допускается, чтобы не препятствовать свободе высказывания. Затем все идеи записываются и начинается их сравнение и отсев.
4. Дельфийский метод – проблема доводится до сведения нескольких специалистов, которые, не контактируя друг с другом, разрабатывают каждый свой вариант решения проблемы, а затем происходит групповое обсуждение этих вариантов и выбор лучшей альтернативы.
5. Метод неспециалиста – основан на том, что человек без опыта работы, неспециалист лишен стереотипов, свойственных профессионалам, длительное время занимавшимся решением той или иной проблемы. Благодаря этому в ряде случаев неспециалист находит более простое и неожиданное решение, которое специалистами даже не рассматривалось из-за его явной простоты.
6. Метод аналогий (бенчмаркинг) – предполагает копирование аналогичных управленческих решений из деятельности других организаций и адаптацию их опыта для решения своих проблем.
7. Теория игр – это математические модели нахождения оптимального решения в условиях неопределенности, в которых действия участников происходят по определенным правилам, называемым стратегиями. Эти методы формализованы настолько, что могут быть реализованы с помощью программного обеспечения на компьютере. Их недостатком является высокая степень абстрагирования от реальной ситуации, упрощение сложных процессов для их формализации в математическом виде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий