Управленческое решение – это директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных о конкретной управленческой ситуации, определении цели действий и содержащий программу ее достижения.
Выделяют временной горизонт принятия решения (время, отводимое на оценку ситуации и выработку программы действий) и временной горизонт реализации принятого решения.
Принятое решение доводится до исполнителей с помощью распоряжений или приказов.
Выделяют следующие виды управленческих решений.
1. В зависимости от сроков реализации решения могут быть:
- оперативными;
- тактическими;
- стратегическими.
2. По степени участия руководства и исполнителей в процессе подготовки решения:
- индивидуальные (принимаются единолично руководителем);
- коллективные (в обсуждении и голосовании участвует весь коллектив);
- коллегиальные (руководитель консультируется с группой специалистов).
3. По содержанию:
- финансовые;
- технические;
- кадровые;
- организационные и т.д.
4. По периодичности:
- регулярное (типовое решение, повторяется из раза в раз);
- эпизодическое (слабо выражена периодичность);
- временное (не имеет аналогов в прошлом, не повторяется в будущем).
5. По степени жесткости требований:
- обязательные для исполнения;
- рекомендательные (не предусмотрено санкций за его неисполнение).
6. По степени активности лица, принимающего решение:
- инициативное (принимается должностным лицом в меру своей компетенции);
- решение во исполнение (принимается нижестоящим должностным лицом для исполнения решения вышестоящего иерархического уровня).
Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений состоит из следующих этапов.
6. Постановка проблемы.
Проблема – это несоответствие реально сложившейся ситуации и потребностей организации. Для выявления проблемы необходимо:
а) определить звено или сферу деятельности, где порождается противоречие или конфликт;
б) определить масштаб и возможные последствия проблемы;
в) оценить срок, к которому проблема должна быть решена;
г) оценить необходимые ресурсы.
7. Выявление альтернативных вариантов решения проблемы.
Альтернативы должны быть четко сформулированы и просчитаны по срокам и затрачиваемым ресурсам.
8. Выбор лучшей альтернативы и принятие решения.
Возможны 2 подхода к выбору окончательного варианта:
- на основе анализа;
- на основе прошлого опыта (интуиции лица, принимающего решение).
Принятое решение утверждается руководителем. Оно документируется как внутренний документ. В нем указывается обоснование принятого решения (для чего, во исполнение чего), характер действий, перечень исполнителей, сроки и т.п.
9. Осуществление решения.
10. Контроль реализации принятого решения.
В рабочем порядке цель может пересматриваться, могут приниматься повторные, корректирующие решения, которые дополняют, конкретизируют или даже отменяют первоначальное управленческое решение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий