понедельник, 19 марта 2012 г.

Вопрос 98. Предприятия здравоохранения в системе городского хозяйства, особенности формирования и использования их ресурсов


В период развития рыночной экономики в России система финансирования здравоохранения претерпела радикальные перемены как по структуре, так и по схеме финансирования. В советское время источником финансирования здравоохранения был прежде всего бюджет, в некоторой степени - средства предприятий и лишь в малой дозе средства населения (прежде всего в стоматологии).
В настоящее время структура финансирования изменилась радикальным образом. В соответствии с реформой межбюджетных отношений каждый из бюджетов – федеральный, субъекта Федерации, муниципальный – стал финансировать только свои учреждения.
Возник и совершенно новый источник финансирования государственных обязательств в сфере здравоохранения – система обязательного медицинского страхования (ОМС), призванная не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование работников. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также приоритетного национального проекта «Здоровье» и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не данные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.
Полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления, таковы:
формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;
координация и контроль деятельности учреждений здравоохранения;
осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний.
Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования (федерального и территориальных) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе социальных страховых взносов (бывшего ЕСН) по ставкам 1,1 % и 2 % соответственно в федеральный и территориальные фонды.

Вопрос 97. Предприятия (учреждения) образования в системе городского хозяйства, особенности формирования и использования их ресурсов


Действует ФЗ «Об образовании», согласно которому главными целями образовательных учреждений является воспитание и обучение.
Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования. Повышение образовательного уровня населения требуют длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании.
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования. В их компетенции регулирование отношений собственности в системе образования, а именно — контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями. Органы местного самоуправления создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения, строят для них здания и сооружения, обустраивают прилегающие к ним территории. Как собственники муниципальных учреждений образования они имеют право назначать руководителей этих учреждений, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления, а также типовыми положениями и уставами образовательных учреждений.
Согласно новому порядку финансирования муниципальной системы образования, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных образованных учреждениях, включая расходы на оплату труда работников, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, отнесено на бюджеты субъектов РФ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять соответствующие расходы в качестве государственных полномочий, передаваемых одновременно с финансовыми средствами. К вопросам местного значения в сфере образования отнесено финансирование содержания имущественных комплексов муниципальных учреждений.
В настоящее время ведутся разработки предложений по введению региональных подушевых нормативов. Это означает, что финансироваться должна будет не сеть, а ученики. Данная мера повлечет за собой тщательный анализ и пересмотр объема и структуры расходов, в результате чего сеть школ начнет оптимизироваться (например, малокомплектные сельские школы стали закрывать, а детей на автобусах возить в полнокомплектные школы. Это тем более оправданно, что система образования входит в период резкого уменьшения контингентов учащихся (демографическая яма, связанная с падением рождаемости в середине-конце 1990-х гг.).
Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена его предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и иного имущества, оказание посреднических услуг и т. п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода практику образовательного учреждения, если она идет в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.
В современных условиях применяются следующие организационно-экономические меры в системе образования.
1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы. Сумма, потраченная работником на обучение, принимается к налоговому вычету по НДФЛ в соответствии с НКРФ (ч. 2). Также применяются образовательные кредиты.
 2. Изменение принципов определения государственного и муниципального заказа на образовательные услуги и формирование государственных образовательных стандартов.
3.Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

Вопрос 96. Организация транспортного обслуживания населения, количественные и качественные показатели, оценка эффективности функционирования городского пассажирского транспорта


К числу важнейших отраслей жизнеобеспечения городов относится пассажирский транспорт, от функционирования которого зависит как работа хозяйственного комплекса, так и качество жизни населения.
Для услуг, предоставляемых перевозчиком, критерии качества приводятся в следующем порядке:
Надёжность - пассажир должен быть уверен, что транспортное средство доставит вовремя (время поездки).
Безопасность
Удобство – зависит от наполняемости транспортного средства, от возможности беспересадочного движения.
Чистота и комфорт.
Основные количественные показатели пассажирского транспорта общего пользования:
Пассажирооборот (число пассажиров, перевезенных за ед. времени)
Количество выполненных рейсов
Интервал движения на маршруте
Средняя скорость движения
Стоимостной показатель (величина тарифа)
Администрация города, исходя из транспортных потребностей населения, формирует маршрутную сеть, открывает регулярные маршруты, организует введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры маршрутной сети, необходимых для осуществления перевозок.
Организация обслуживания населения на маршрутах, предусмотренных транспортной схемой города, осуществляется посредством формирования и размещения муниципального заказа.
Муниципальный заказ формируется Комитетом по транспорту на основании потребностей в перевозках транспортом общего пользования и спроса, устанавливаемых в результате изучения пассажиропотоков, обследований и анкетного опроса.
Объем муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок на нерентабельных маршрутах определяется с учётом финансовых ресурсов, которыми располагает местный бюджет. Финансирование муниципального заказа должно обеспечивать компенсацию перевозчику убытков, возникающих от работы на социально- значимых маршрутах с низким пассажиропотоком.
Муниципальные заказы на субсидируемые (дотируемые) перевозки пассажирским транспортом размещаются на конкурсной основе среди предприятий (предпринимателей), способных обеспечить требуемые безопасность и регулярность перевозок по установленным расписаниям с наименьшими бюджетными затратами.
Муниципальные заказы на осуществление перевозок пассажирским транспортом без бюджетного финансирования размещаются на конкурсной основе среди предприятий (предпринимателей), способных обеспечить требуемые безопасность и регулярность перевозок по установленным расписаниям только в случае превышения количества поданных от предприятий (предпринимателей) заявок на право осуществления перевозок по конкретному маршруту предельному количеству подвижного состава, обеспечивающему безопасность перевозок.
С победителями конкурса, а также с предпринимателями (предприятиями), допущенными к осуществлению перевозок пассажиров без проведения конкурсов, заключается договор.
Перевозчик обязан:
-согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с Комитетом по транспорту;
-заключить договор с уполномоченным юридическим лицом на диспетчерское обслуживание и использование объектов инфраструктуры обустройства маршрутной сети, обеспечивать поступление своевременных и достоверных данных о выполненном объеме транспортной работы, регулярности выполнения расписания.
Маршрутные и прочие пассажирские перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством о лицензировании. Перевозки городским электрическим транспортом лицензирования не требуют.

Вопрос 95. Городской пассажирский транспорт, его классификация и характеристики


Под городским пассажирским транспортом понимается зарегистрированный на территории РФ автомобильный и электрический транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в пределах города.
К городскому пассажирскому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, маршрутные и линейные такси.
Автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен и маршрутные такси
осуществляют пассажирские перевозки по определенным маршрутам, согласно расписанию движения, за плату в соответствии с установленным тарифом. Линейные такси оказывают услуги по перевозке в порядке заявок пассажиров за плату по показанию таксометра (счетчика).
К ведомственному пассажирскому транспорту относятся автобусы и микроавтобусы предприятий, учреждений и организаций, задействованные в перевозках своих сотрудников.
Любые отклонения от нормального функционирования транспорта остро ощущаются населением. Он предназначается для перевозок населения между центрами транспортного тяготения, к которым относятся предприятия, организации, культурные, спортивные, бытовые и другие учреждения. По вместимости транспортных средств различают индивидуальный пассажирский транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды) и массовый, или общественный, городской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, городские железные дороги, речные суда, монорельсовые дороги и т. п.). К немаршрутным видам городского пассажирского транспорта относят автомобили всех классов, удельный вес которых в пассажирских перевозках постоянно возрастает и требует учета при определении архитектурно-планировочных решений как жилых (селитебных) территорий, так и других городских планировочных структур.
На долю городского пассажирского транспорта приходится основной объем перевозок, и для их выполнения привлекается значительный парк транспортных средств. Кроме того, он влияет на процессы расселения, формирование и застройку микрорайонов. Эти характеристики, в основном, определяют количество транспортных корреспонденций, их длину, затраты времени, объем работы городского пассажирского транспорта, называемый пассажиропотоком. Величина пассажиропотоков, их распределение по направлениям, колебания во времени, пиковые нагрузки учитываются при обосновании маршрутной сети, выборе подвижного состава, мощности подсистем энергоснабжения, устройств организации транспортного движения в пределах города.
Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное своевременное перемещение людей и грузов. По существующим нормативам предельные затраты времени передвижений на работу в одну сторону зависят от величины города и в крупнейших городах для 90% пассажиров не должны превышать 40 мин. Однако этот норматив не связан с другими качественными показателями транспортного обслуживания: наполнением подвижного состава, регулярностью движения, скоростью сообщения, то есть уровнем развития городского транспорта.
Показатель времени сообщения сам по себе не характеризует в полной мере уровень обслуживания пассажиров и используется как промежуточный результат для дальнейшего определения коэффициента транспортной усталости kту:

kту =  

где Тс – время сообщения, мин;
Тсм – время рабочей смены, мин.
Коэффициент транспортной усталости характеризует долю времени, затрачиваемого в день на трудовые передвижения, в общем времени трудового цикла. Время трудового цикла представляет собой время от момента выхода работника с места жительства до момента его прихода к месту жительства в конце рабочего дня. В формуле выражение времени трудового цикла записано в знаменателе.
По существующим нормам, коэффициент транспортной усталости, принимающий значение 0,15 – 0,20, считается критическим, свыше 0,20 – неудовлетворительным.

Вопрос 93. Жилищно-коммунальный комплекс городского хозяйства, состав, структура и особенности функционирования


Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – это важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. В систему ЖКХ входят предприятия, обеспечивающие: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальную энергетику (электро, тепло, газоснабжение), внешнее городское благоустройство, включающее дорожно-мостовое хозяйство, санитарную очистку, зелёное хозяйство (озеленение населённых пунктов, цветоводство), коммунально-бытовое обслуживание, гостиничное хозяйство в целом насчитывается более 30 видов услуг
Головной структурой, управляющей жилищно-коммунальным хозяйством города, является Департамент городского хозяйства администрации города. Структуры департамента городского хозяйства (управление жилищно-коммунального хозяйства, управление энергообеспечения и инженерных коммуникаций, управление транспорта, связи и дорог, отдел учёта, распределения и приватизации жилой площади) действует самостоятельно, каждое из них выполняет свои функции.
Частью функций, относящихся к вопросу содержанию и управления ЖКХ, ведает комитет по управлению муниципальным имуществом.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:
• сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
• особую социальную значимость;
• отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);
• многообразие организационно-правового статуса предпринимательства и форм собственности;
• сочетание крупного (производство энергии, Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса.
Предприятия и организации ЖКХ в зависимости от видов деятельности подразделяются на:
- жилищные эксплуатационные организации - оказывающие услуги по обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
- специализированные эксплуатационные организации - выполняют ремонт (текущий и капитальный) и техническую эксплуатацию жилищного фонда, лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории по договорам с жилищными эксплуатационными организациями;
- организации, предоставляющие коммунальные услуги населению - осуществляющие электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод);
- многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства осуществляют обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставление всех, либо отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, включая очистку сточных вод).
Предприятия жилищно-коммунального комплекса выступают в качестве подрядных организаций, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по благоустройству территорий города. Конечным результатом деятельности ЖКХ является услуга, основное свойство которой не изменять вещества природы, а создавать условия для осуществления производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека. Услуга не создает потребительной стоимости в натурально-вещественной форме, а оказывает полезный эффект, который не существует как отличная от этого процесса вещь.

Вопрос 92. Концентрация производства в городском хозяйстве, ее виды и показатели


Основными формами организации производства на предприятиях городского хозяйства являются: концентрация, комбинирование и специализация.
Концентрация производства услуг выражается в укрупнении предприятий и создании производственных объединений (или фирм), управлений, трестов в системе службы быта и увеличении их удельного веса в общем объеме выполнения услуг, то есть развитие крупные производственные объединения с широкой сетью приемных пунктов.
В сфере бытового обслуживания имеются предприятия комплексного обслуживания населения, т. е. комбинированные предприятия. Они представляют собой многоотраслевые предприятия и состоят из многочисленных обособленных производств с законченным циклом. Входящие в состав комбината цехи, ателье, мастерские являются как бы самостоятельными специализированными производственными единицами, оказывающими отдельные виды услуг. Радиусом действия комбината, оказывающего населению весь комплекс бытовых услуг, является, как правило, территория административного района или города. Эта форма развита в форме Домов быта и обеспечивает широкий комплекс услуг оказываемых населению (около 20 видов).
К специализированным предприятиям относятся фабрики химической чистки, заводы по ремонту бытовой техники, фабрики по индивидуальному пошиву одежды или обуви, цехи или производства, специализирующиеся на оказании одного или нескольких видов услуг. В практике сложились различные формы организаций предприятий бытового обслуживания, различных форм собственности: производственные объединения, специализированные фирмы, имеющие разветвленную сеть приемных пунктов; крупные специализированные предприятия централизованного производства работ (заводы по ремонту бытовой техники, фабрики-прачечные, фабрики индивидуального пошива одежды, химической чистки и крашения), специализированные ателье и мастерские; комбинированные предприятия (специализируются на выполнении отдельных видов услуг); бюро бытовых (добрых) услуг (как правило, кооперируются с комбинированными и иными предприятиями бытового обслуживания); приемные пункты или выездные бригады (принимают и выдают заказы, а также выполняют срочный и мелкий ремонт в присутствии заказчика).
Планирование деятельности этих предприятий осуществлялось по нормативам обслуживания населения, дифференцированным по типам предприятий с учетом спроса на их услуги и периодичности посещения.
Сеть предприятий службы быта должна увязываться с градостроительной структурой населенных мест.
В городах при размещении предприятий бытовых услуг применяют принцип ступенчатой организации системы бытового обслуживания населения:
- К первой ступени относятся предприятия микрорайона, наиболее приближенные к населению, услугами которых оно пользуется постоянно (радиусом обслуживания до 500 метров – «шаговая доступность населения»). Это приемные пункты по ремонту одежды и обуви, парикмахерские и др.
- Ко второй ступени относятся предприятия, радиус действия которых находится в пределах административного жилого района города и не превышает 1500 метров. Они оказывают услуги периодического или разового спроса: ателье индивидуального пошива одежды, по ремонту электробытовой техники и др.
- К третьей ступени относятся предприятия, обслуживающие город в целом. Их удобнее концентрировать в той части города, которая хорошо связана транспортом с его остальными частями. К таким предприятиям относятся: ателье индивидуального пошива и дома моды; приемные пункты оптики, фото- и киноаппаратуры, фотостудии, студии звукозаписи и т.д.

Вопрос 90. Понятие, состав и структура городского хозяйства


Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство города и предприятия бытового обслуживания населения, строительную промышленность, предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.
Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости от численности населения города и характера его расселения, при этом важнейшая роль принадлежит самой крупной отрасли городского хозяйства – жилищно-коммунальному хозяйству.
Город как система состоит из пяти основных подсистем:
− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;
− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура и т.д.
− управленческой, включающей комплекс управленческих структур, расположенных в городе;
− пространственной, включающей природные ресурсы, жилые, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны.
Выделяются три уровня городского хозяйства, первый из которых объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации. Это электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы.
Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например, ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города хлебом, а также обеспечение радио, телевидением, продукцией периодической печати. Сюда же относится функционирование предприятий торговли продовольственными товарами, уборка мусора, услуги связи, система школьного образования.
Третий уровень жизнеобеспечения, это товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, мелкий аварийный ремонт жилья, общепит.
Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган МСУ. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:
органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО;
предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ определяют условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;
предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами МСУ этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.32,33 Закона «Об общих принципах». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам МСУ координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.