понедельник, 19 марта 2012 г.

Вопрос 92. Концентрация производства в городском хозяйстве, ее виды и показатели


Основными формами организации производства на предприятиях городского хозяйства являются: концентрация, комбинирование и специализация.
Концентрация производства услуг выражается в укрупнении предприятий и создании производственных объединений (или фирм), управлений, трестов в системе службы быта и увеличении их удельного веса в общем объеме выполнения услуг, то есть развитие крупные производственные объединения с широкой сетью приемных пунктов.
В сфере бытового обслуживания имеются предприятия комплексного обслуживания населения, т. е. комбинированные предприятия. Они представляют собой многоотраслевые предприятия и состоят из многочисленных обособленных производств с законченным циклом. Входящие в состав комбината цехи, ателье, мастерские являются как бы самостоятельными специализированными производственными единицами, оказывающими отдельные виды услуг. Радиусом действия комбината, оказывающего населению весь комплекс бытовых услуг, является, как правило, территория административного района или города. Эта форма развита в форме Домов быта и обеспечивает широкий комплекс услуг оказываемых населению (около 20 видов).
К специализированным предприятиям относятся фабрики химической чистки, заводы по ремонту бытовой техники, фабрики по индивидуальному пошиву одежды или обуви, цехи или производства, специализирующиеся на оказании одного или нескольких видов услуг. В практике сложились различные формы организаций предприятий бытового обслуживания, различных форм собственности: производственные объединения, специализированные фирмы, имеющие разветвленную сеть приемных пунктов; крупные специализированные предприятия централизованного производства работ (заводы по ремонту бытовой техники, фабрики-прачечные, фабрики индивидуального пошива одежды, химической чистки и крашения), специализированные ателье и мастерские; комбинированные предприятия (специализируются на выполнении отдельных видов услуг); бюро бытовых (добрых) услуг (как правило, кооперируются с комбинированными и иными предприятиями бытового обслуживания); приемные пункты или выездные бригады (принимают и выдают заказы, а также выполняют срочный и мелкий ремонт в присутствии заказчика).
Планирование деятельности этих предприятий осуществлялось по нормативам обслуживания населения, дифференцированным по типам предприятий с учетом спроса на их услуги и периодичности посещения.
Сеть предприятий службы быта должна увязываться с градостроительной структурой населенных мест.
В городах при размещении предприятий бытовых услуг применяют принцип ступенчатой организации системы бытового обслуживания населения:
- К первой ступени относятся предприятия микрорайона, наиболее приближенные к населению, услугами которых оно пользуется постоянно (радиусом обслуживания до 500 метров – «шаговая доступность населения»). Это приемные пункты по ремонту одежды и обуви, парикмахерские и др.
- Ко второй ступени относятся предприятия, радиус действия которых находится в пределах административного жилого района города и не превышает 1500 метров. Они оказывают услуги периодического или разового спроса: ателье индивидуального пошива одежды, по ремонту электробытовой техники и др.
- К третьей ступени относятся предприятия, обслуживающие город в целом. Их удобнее концентрировать в той части города, которая хорошо связана транспортом с его остальными частями. К таким предприятиям относятся: ателье индивидуального пошива и дома моды; приемные пункты оптики, фото- и киноаппаратуры, фотостудии, студии звукозаписи и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий