воскресенье, 18 марта 2012 г.

Вопрос 31. Цели, задачи и уровни менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента


Цели всегда имеют четкие количественные критерии их достижения и временной горизонт, срок, к которому они должны быть достигнуты. Это отличает их от миссии – смысла существования организации вообще, без конкретизации отдельных показателей и сроков достижения. Цели могут устанавливаться в различных звеньях деятельности организации: в сфере финансового результата, в сфере сбыта, в сфере производства, в сфере кадрового обеспечения и т.д.
Например, формулировкой цели может быть: увеличить прибыль отчетного года в сравнении с прошлым годом на 30 %. Это будет общая цель, или цель первого порядка. Для ее достижения потребуется целый ряд взаимосвязанных действий разных исполнителей. Поэтому из цели первого порядка вытекают цели второго порядка, или задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели первого порядка. Задачи распределяются между исполнителями, обеспечивается контроль за их выполнением. Например, для поставленной общей цели могут быть сформулированы следующие задачи: заместителю директора по производству обеспечить снижение брака на 15 % и поиск резервов снижения себестоимости на 10 %; начальнику отдела сбыта обеспечить снижение остатков нереализованной продукции на складе и т.п.
Дерево целей – на практике используются методы построения целевой модели в виде деревовидного графа (дерево целей ), вершиной которого становится цель первого порядка, а ветвями – цели второго порядка, решение которых обеспечивает достижение главной цели.




Цели управления в зависимости от временного горизонта их достижения могут быть оперативными (от нескольких часов до нескольких рабочих дней или недель), тактическими (от нескольких месяцев до 1 года), стратегическими (свыше 1 года, а в некоторых отраслях с низкой оборачиваемостью и длительным производственным циклом – свыше 2-3 лет).
Иерархические уровни менеджмента на предприятии представлены низшим, средним и высшим уровнями (звеньями) управления.
К низшему уровню управления относят должности руководителей, в подчинении которых находятся конечные исполнители. Например, это должности начальников (мастеров) участков, бригадиров. Они осуществляют оперативное управление.
К среднему уровню управления относят должности руководителей линейных отделов, начальников цехов. В компетенции менеджеров среднего уровня находятся вопросы тактического управления, а также оперативного контроля деятельности руководителей низшего звена.
К высшему уровню управления относят должности топ-менеджеров, генерального директора, его заместителей, которые разрабатывают стратегические управленческие решения.
Исходя из этого, по критерию сроков достижения поставленных целей выделяют следующие виды менеджмента:
1. Стратегический менеджмент.
2. Тактический менеджмент.
3. Оперативный менеджмент.
Кроме того, выделяют функциональные виды менеджмента в зависимости от того, в какой функциональной сфере деятельности осуществляется управление. Это следующие функциональные виды менеджмента.
1. Производственный менеджмент: организация производственного процесса, снабжение сырьем, расчет производственной программы и т.п.
2. Менеджмент качества: контроль качества сырья, незавершенного производства, готовой продукции, обеспечение соответствий стандартам в области качества.
3. Финансовый менеджмент: оценка финансового состояния, поиск источников финансирования, оценка экономической эффективности и сроков окупаемости, поиск резервов роста прибыли.
4. Кадровый менеджмент: процедуры подбора, отбора и найма персонала, обучение персонала, аттестация рабочих мест, изучение мотивации работников, стимулирование труда.
5. Маркетинг-менеджмент: ценообразование, ассортиментная политика, брендинг, исследование рынка, изучение спроса и потребностей покупателей, выбор каналов сбыта, развитие торговой сети, реклама, скидки, стимулирующие акции и т.п.
6. Инновационный менеджмент: организация НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), вопросы патентной защиты и т.п.
7. Риск-менеджмент: оценка и управление рисками, страхование предпринимательских рисков, ответственности, имущества.
8. Тайм-менеджмент: управление рабочим временем менеджера, снижение потерь рабочего времени, научная организация труда.
9. Селф-менеджмент: управление собственной карьерой, планирование обучения, карьерного роста.
В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия выделяются отраслевые виды менеджмента: аграрный, промышленный, банковский и т.п.

1 комментарий: