воскресенье, 18 марта 2012 г.

Вопрос 32. Характеристика общих функций менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль


Общие или универсальные функции менеджмента – это те функции, которые свойственны процессу управления в любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности (сельское хозяйство, промышленность, образование, религия, культура, транспорт, связь и т.п. – во всех этих сферах реализуются перечисленные универсальные функции менеджмента). Впервые перечень общих функций менеджмента сформулировал Анри Файоль (его работа «Общее и промышленное управление», 1916 г.).
Планирование – это разработка программы действий предприятия в сферах снабжения, производства, сбыта, финансов, кадров и в других сферах на перспективу. Планы могут быть оперативными, тактическими, стратегическими. Основные инструменты планирования – это расчетные методы и методы моделирования и прогнозирования. На основе прогнозов могут быть составлены планы. Например, финансовое планирование включает в себя: прогноз объемов реализации, календарный план движения денежных средств, расчет точки безубыточности (объем продаж, при котором покрываются все расходы, но прибыли еще нет).
Организация предполагает разделение полномочий и ответственности между подразделениями и иерархическими уровнями управления; четкую формулировку целей и задач, доведение их до исполнителей; создание условий для проявления инициативы и ответственности, четкость должностных инструкций, соотношение централизации и децентрализации в принятии решений, делегирование полномочий по принятию решений на нижестоящие уровни иерархии.
Координация предполагает наличие коммуникационных связей между смежными звеньями и подразделениями для обеспечение взаимосвязанности их деятельности. Кроме вертикальных связей между высшими и низшими уровнями иерархии должны быть горизонтальные связи между подразделениями одного иерархического уровня.
Мотивация – эта функция менеджмента предполагает учет совокупности движущих сил, побуждающих работника к труд, а также их формирование, корректировку и воздействие на них. В процессе работы с персоналом в организации создается система мотивации и стимулирования работников. Стимулы – это рычаги воздействия на те или иные мотивы, стимулы позволяют удовлетворить потребности индивида. Выделяют материальное и нематериальное стимулирование.
Контроль – выполняет функцию обратной связи между руководителем и исполнителями, позволяет учитывать результаты деятельности организации. Контроль должен учитывать сроки, объемы, качество исполнения порученных работ. Из результатов проведенного контроля должна вытекать система санкций и вознаграждений исполнителям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий