воскресенье, 18 марта 2012 г.

Вопрос 30. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики


Менеджмент в переводе с англ. – управление (синонимы – руководство, администрирование). Менеджмент – это наука о планировании, организации, координации, мотивации и контроле, направленных на достижение поставленных корпоративных (коллективных) целей. В этом определении менеджмента находят отражение 5 его универсальных (общих) функций – это те функции, которые свойственны процессу управления в любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности (сельское хозяйство, промышленность, образование, религия, культура, транспорт, связь и т.п. – во всех этих сферах реализуются перечисленные универсальные функции менеджмента).
Существует другое определение менеджмента, в большей степени ориентированное на его прикладной аспект. Менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в различных организациях, направленный на достижение поставленных целей.
Менеджмент как наука сформировался в конце 19 века.
Первый этап его развития – школа научного менеджмента. Ее основоположник – американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915). В рамках этой школы впервые были заложены основы нормирования труда (расчетными и экспериментальными методами), основы построения премиальных систем оплаты труда, организации планирования производства, научной организации труда и эргономики (наука, изучающая влияние условий на рабочем месте на результативность труда), основы конвейерного производства. Эта школа менеджмента главный акцент делала на технических аспектах, изучала управление конкретными видами работ, конкретными профессиями. Это приводило к отсутствию универсальных подходов, одинаково подходящих для всех организаций. Поэтому эти методы называют ситуационными.
Второй этап развития менеджмента – административная школа управления. Ее основоположник – французский инженер и промышленник Анри Файоль (1841-1925). Он рассматривал организацию как комплекс двух подсистем – технической и социальной. Главное внимание он уделял социальной подсистеме, как наиболее универсальной, свойственной для всех предприятий независимо от отрасли. В рамках этой школы были сформулированы 5 универсальных функций управления: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Также были сформулированы универсальные принципы управления: единоначалие, соответствие полномочий и ответственности, справедливость санкций и вознаграждения, инициатива в сочетании с четкими должностными инструкциями, стабильность рабочего места для персонала, корпоративный дух.
Третий этап развития менеджмента – школа человеческих отношений. Ее основные представители Мэри Фоллет, Элтон Мэйо, Абраам Маслоу. В рамках этой школы изучалась мотивация работников как совокупность внутренних факторов, побуждающих индивида к труду. Мотивация работников может носить материальный (потребности низшего уровня, физиологические потребности) или нематериальный характер (потребности в общении, самоутверждении, творчестве и самосовершенствовании). Стимулы – это внешние воздействия на работника, удовлетворяющие те или иные его мотивы. Например, материальные стимулы – это рост зарплаты, начисление премий, обеспечение жильем. Нематериальные стимулы – благодарность, повышение в должности, вывешивание на доске почета и т.п. Эти методы следует подбирать индивидуально к каждому работнику, учитывая его потребности.
Четвертый этап – количественная школа менеджмента, основанная на системном подходе Людвига фон Берталанфи (1901-1971). В рамках этой школы разрабатывались математические методы и модели управления, методы планирования и прогнозирования, поиска оптимальных решений из множества альтернатив (например, решение транспортной задачи, исследование операций, теория массового обслуживания).

Комментариев нет:

Отправить комментарий