Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия данного предприятия от других по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности, что позволяет ему выстоять в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на том или ином рынке.
Система факторов конкурентоспособности предприятия включает внешние и внутренние факторы.
Внешними факторами конкурентоспособности являются:
- уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
- правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
- налоговые ставки;
- процентные ставки по банковским кредитам;
- научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
- национальная система стандартизации и сертификации;
- качество информационного обеспечения управления;
- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
- государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
- климатические условия и географическое положение страны или региона;
- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли;
- характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов).
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.
Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.
1) Структурные:
- качество производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);
- совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;
- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции.
2) Ресурсные:
- уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;
- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;
- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.
3) Технические:
- уровень качества изготовления товаров;
- уровень брака;
- патентная защита техники и технологии.
4) Управленческие:
- наличие конкурентной стратегии предприятия;
- уровень компетентности менеджеров и маркетологов.
5) Экономические:
- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;
- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;
- финансовая устойчивость функционирования предприятия.
Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.
Методы оценки конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на том или ином рынке.
Система факторов конкурентоспособности предприятия включает внешние и внутренние факторы.
Внешними факторами конкурентоспособности являются:
- уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
- правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
- налоговые ставки;
- процентные ставки по банковским кредитам;
- научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
- национальная система стандартизации и сертификации;
- качество информационного обеспечения управления;
- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
- государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
- прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
- климатические условия и географическое положение страны или региона;
- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли;
- характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов).
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.
Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.
1) Структурные:
- качество производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);
- совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;
- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции.
2) Ресурсные:
- уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;
- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;
- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.
3) Технические:
- уровень качества изготовления товаров;
- уровень брака;
- патентная защита техники и технологии.
4) Управленческие:
- наличие конкурентной стратегии предприятия;
- уровень компетентности менеджеров и маркетологов.
5) Экономические:
- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;
- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;
- финансовая устойчивость функционирования предприятия.
Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.
Методы оценки конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий