Коммуникации - это процесс получения и передачи информации между различными субъектами. Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на внешние и внутренние коммуникации.
Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. Смыслом и значением сообщения являются принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. Сообщение посылают с использованием передатчика в передающий канал, доводя его до получателя. В качестве передатчика возможно использование как самого человека, так и технических средств.
3. Канал - средство передачи информации. Каналом передачи может быть сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Выделяют следующие виды коммуникаций.
1. Коммуникации между организацией и ее средой
Организация функционирует во внешней среде, которая является изменчивой и неопределенной. Для успешной работы в таких условиях должны использоваться различные средства коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Одной из основных задач является установление взаимосвязи с потребителями, существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь происходит через маркетинговые средства: реклама, PR (связь с общественностью), отчеты о деятельности компании в прессе, имидж организации, участие в выставках, а также через торговые организации. В последнее время многие организации создают специальные подразделения по сбору и переработке информации, исходящей из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций. Организация также поддерживает связи с представителями государственных и политических структур, используя лобби, поддерживая различные политические акции.
2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями
Такая коммуникация получила название межуровневой. К ней относятся:
• вертикальная коммуникация, или коммуникация по нисходящей и коммуникация по восходящей. Ее подвидами являются: коммуникация «руководитель-подчиненный» и коммуникация между руководителем и группой;
• горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.
Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень и это - вертикальная коммуникация. Она может идти сверху вниз и являться нисходящей. Примеры такой коммуникации - распоряжения вышестоящего руководства, цели для подразделений, информация об изменениях в деятельности (например, будет производиться выход на новый рынок). При рассмотрении вертикальной коммуникации отдельно выделяют коммуникацию руководитель-подчиненный, так как эти личностные взаимоотношения во многом являются ядром коммуникации. Она зависит не только от формально закрепленных правил, он и от неформального стиля отношений в организации.
Кроме этого организация не может эффективно существовать без информации, идущей снизу, или восходящей коммуникации. В основном это оперативная информации о работе, ее сложностях, а также слухи. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений, объяснительных и служебных записок.
Организация состоит из множества подразделений, между которыми необходима координация действий, поэтому должна существовать горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.
В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специалисты, например, совещание по производству нового товара или проблемам качества, в которых принимают участие не только начальники и специалисты производства, но и сбытовики, маркетологи, экономисты.
3. Неформальные коммуникации
Вся организация состоит из формальных и неформальных компонентов. Каналом неформальной коммуникации являются слухи, один из самых быстрых способов распространения информации. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам и принятию нового, определения "узких" мест в руководстве организацией. Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам:
• изменения в структуре организации;
• предполагаемые меры по ужесточению контроля;
• грядущие повышения или понижения;
• информация о личных пристрастиях руководителей и т. д.
Принято считать, что слухи - это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс.
Коммуникационные сети
Каждая коммуникационная сеть состоит из узлов и связей между узлами. Чем больше коммуникационных линий будет соединять участников проекта, тем более свободная коммуникация будет происходить. Небольшое количество линий показывает, что есть препятствия для участия отдельных участников проекта. Выделяют следующие виды коммуникационных сетей.
1. Круговые сети представляют коммуникации в виде круга. Коммуникации в такой сети требуют прохождения каких-то коммуникаций через другие коммуникационные узлы прежде, чем будет достигнут ожидаемый получатель. По мере увеличения круга между отправителем и получателем сообщения становится больше промежуточных узлов. Такая коммуникация устанавливается с помощью хороших человеческих отношений, а также работы над тем, чтобы каждый сотрудник получал удовольствие от работы. Такую систему можно установить только через длительные и открытые дискуссии. Сущность круговой коммуникации - в достижении взаимопонимания. Проблемы возникают из-за неправильного представления о том, что понимание приводит к соглашению, и в этом единственная цель общения. Необязательно разделять точку зрения человека, чтобы уважать ее и учитывать в работе.
Коммуникационная сеть типа «круг»
2. Сеть-цепочка обычно называется цепочкой управления. Чтобы переместить сообщение из одного конца этой сети в другой, требуется, чтобы сообщение прошло через все промежуточные узлы. Это самый медленный и наиболее подверженный ошибкам метод коммуникации, так как каждый раз, когда передается сообщение, есть значительная вероятность потери или изменения какой-то информации.
Коммуникационная цепь типа «цепочка»
3. Сеть-колесо централизует коммуникации и дает большую власть лицу, находящемуся в ее центре. Все коммуникации проходят через центр, и только центр передает информацию другим узлам сети.
Коммуникационная сеть типа «колесо»
4. Сеть свободных и открытых коммуникаций – каждый узел способен осуществлять коммуникацию с каждым узлом сети. Это означает, что информация, имеющаяся у любого члена сети, может быть передана любому другому члену сети. Такая модель не избавлена от проблем. Такой тип коммуникаций трудно поддается контролю вследствие множества всевозможных соединений. По мере увеличения количества участников растет и количество коммуникационных связей.
Сеть типа «круг» со свободными и открытыми коммуникациями
Комментариев нет:
Отправить комментарий