Источники формирования региональных и местных финансов делятся на две группы:
1. Собственные доходы:
а) налоговые поступления от региональных или местных налогов
б) неналоговые поступления – доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности или в собственности субъектов федерации, доходы от продажи муниципального или государственного имущества.
2. Регулирующие доходы:
а) отчисления от федеральных налогов по нормативам (например, НДС это федеральный налог, но все поступления по нему распределяются по бюджетам таким образом: 66 % - остается в федеральном бюджете, 21 % - распределяется в региональные бюджеты, 13 % - в местные бюджеты. Аналогичная схема действует и по другим федеральным налогам);
б) средства из федерального фонда поддержки регионов;
в) дотации - предоставляются нижестоящим бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия их текущих расходов, причем целевой характер их расходования не оговаривается;
г) субсидии - предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования того или иного проекта, обязательно оговаривается целевой характер их расходования;
д) субвенции - предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов, причем осуществляется полное финансирование, а не долевое участие со стороны вышестоящего бюджета.
Таким образом, наличие регулирующих платежей позволяет финансировать покрытие дефицита региональных и местных бюджетов из средств вышестоящих бюджетов, как правило, федерального. Такие отношения между бюджетами разных уровней называются межбюджетные отношения (или бюджетное регулирование).
В российской практике используется понятие бюджетный федерализм.
Бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Это принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Бюджетный федерализм предполагает:
- самостоятельность бюджетов разных уровней;
- закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;
- недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;
- компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления.
Структура региональных и местных финансов определяется соотношением между расходной и доходной частью бюджета.
Структура регионального или местного бюджета может быть различной:
1) Абсолютно устойчивое состояние – минимальные расходы бюджета меньше суммы собственных и регулирующих платежей.
2) Нормальное состояние - минимальные расходы бюджета равны сумме собственных и регулирующих платежей.
3) Неустойчивое состояние – для сбалансированности бюджета кроме собственных и регулирующих доходов необходимы дополнительно привлеченные финансовые средства (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства).
4) Кризисное состояние - минимальные расходы бюджета превышают сумму собственных и регулирующих платежей, то есть поступления не в состоянии покрыть всех необходимых расходов.
Расходы местных и региональных бюджетов могут включать: расходы на образование (среднее), культура, местная власть, уборка и благоустройство, строительство объектов инфраструктуры, дотации убыточным социально-значимым предприятиям, здравоохранение и т.п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий