понедельник, 19 марта 2012 г.

Вопрос 61. Организация расчетов с поставщиками, покупателями, работниками предприятия, бюджетом, внебюджетными фондами, банками


Денежные расчеты осуществляются организацией либо в наличной, либо в безналичной форме. Предельный размер оплаты наличными деньгами по сделкам между юридическими лицами составляет 100 000 руб. в соответствии с указанием ЦБ РФ и его превышение влечет штраф. Предельный размер оплаты наличными деньгами по сделкам между юридическими и физическими лицами не ограничивается.
Большая часть расчетов осуществляется предприятиями в безналичной форме – посредством перечислений по расчетным или валютным счетам, путем клиринговых взаимозачетов встречных требований друг к другу, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции. К нетоварным относят безналичные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, по кредитам и займам и т.п.
Если денег на расчетном счете недостаточно, с него списываются средства в следующей очередности:
1. Суммы по судебным исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда жизни и здоровью.
2. Суммы по судебным исполнительным документам для погашения задолженности по оплате труда.
3. Суммы по платежным документам на выдачу денег для расчетов по оплате труда, а также перечисления социальных страховых взносов во внебюджетные фонды.
4. Суммы по платежным документам в бюджет по налогам и сборам.
5. Суммы по всем прочим судебным исполнительным документам.
6. Суммы по всем прочим платежным документам в порядке их календарной очередности (по счетам-фактурам, выставленным поставщиками).
Формы безналичных расчетов следующие:
1. Расчеты платежными поручениями.
Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке. Инициатива платежа исходит от плательщика. Это наиболее распространенная форма расчетов за поставленные товары, в бюджеты, по кредитам. Платежные поручения могут использоваться для предоплаты. При недостатке денег на расчетном счете, платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств.
2. Расчеты по инкассо (по платежным требованиям).
Инициатором платежа выступает получатель денег, поставщик. После отгрузки товара покупателю он выставляет платежное требование в обслуживающий его банк, откуда оно отправляется в банк, обслуживающий плательщика. Плательщик может полностью принять, принять частично или не принять платежное требование к оплате. Принятие счета к оплате называется акцептом. Срок для акцепта – 5 рабочих дней после получения извещения из банка. Плательщик может отказаться от акцепта в случае отгрузки ему незаказанной, недоброкачественной, неукомплектованной продукции. Частичный отказ от акцепта возможен при нарушении поставщиком договорных цен, скидок, допущения арифметических ошибок в расчетных документах. Ответственность за необоснованный отказ от акцепта несет плательщик. При неполучении в течение 5 дней отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным и оплачиваются банком со счетов плательщика. Без акцепта списываются суммы по платежным требованиям за газ, воду, отопление, электроэнергию, связь.
3. Расчеты по аккредитиву.
Аккредитив – это специальный счет в банке, открываемый плательщиком для осуществления платежей с него какому-либо одному получателю. Тем самым гарантируется получение поставщиком своевременно всей суммы. Недостатком является выведение суммы аккредитива из оборота и невозможность направлять ее на другие платежи. Остаток неиспользованного аккредитива возвращается на расчетный счет плательщика. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив – может быть отменен плательщиком без согласования с получателем. Безотзывной – может быть отменен только с согласия получателя средств. Аккредитив может создаваться за счет собственных средств плательщика, имеющихся на расчетном счете, а также за счет банковского кредита.
4. Расчеты чеками.
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). При поступлении товара (оказании услуг) плательщик выписывает чек из чековой книжки и передает представителю поставщика, который представляет его в банк для начисления этой суммы на свой расчетный счет.
При расчетах периодически возникают дебиторские и кредиторские задолженности.
Дебиторская задолженность – задолженность других организаций, работников, физических лиц, бюджета, внебюджетных фондов и др. субъектов перед данной организацией.
Кредиторская задолженность – задолженность данной организации перед другими организациями, работниками, физическими лицами, бюджетом, внебюджетными фонами и др. субъектами.
При расчетах с покупателями срок исковой давности по взысканию дебиторской задолженности с них составляет 3 года, по истечении этого срока сумма безнадежной дебиторской задолженности списывается с баланса как непокрытый убыток (однако и после этого учитывается еще 5 лет на забалансовых счетах).
При расчетах с поставщиками срок давности по кредиторской задолженности также составляет 3 года. Кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, учитывается как прочие доходы организации.
Расчеты с персоналом по оплате труда предполагают основную и дополнительную заработную плату. Основная – начислена за отработанное время, объем выполненных работ, по окладам, премии, доплаты за работу в ночное время, сверхурочные, за работу в выходные и праздничные дни, оплата простоев не по вине работника. Дополнительная – оплата очередных отпусков, выходных пособий при увольнении. Из начисленной суммы зарплаты производят различные удержания. Выделяют обязательные удержания и удержания по инициативе администрации.
Обязательные удержания – НДФЛ (13%), по исполнительным листам (по решению суда) в пользу юридических или физических лиц. По инициативе администрации из зарплаты работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником, ранее выданный аванс, погашение из зарплаты подотчетной суммы, возмещение ущерба, за товары, купленные в кредит.
Расчеты с банками по кредитам подразделяются по срокам кредитования: расчеты по краткосрочным кредитам и займам (срок погашения до 1 года) и расчеты по долгосрочным кредитам и займам (срок погашения свыше 1 года). Платежи по полученным кредитам могут предполагать раздельное погашение основного долга и начисленных процентов, или погашение их единовременным платежом в конце срока кредитования. Начисленные по кредитам проценты являются для заемщика прочими расходами и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

1 комментарий:

  1. Одно из важных и основных моментов в организации, является управление дебиторской задолженностью предприятия, для более качественной работы необходимо обращаться к специалистам.

    ОтветитьУдалить